Эпические  соревнования по сноукайтингу Red Bull Ragnarok 2019!

Лонгрид от Олега Черкашина. Очень много букв!

 

 

Идея.

С тех пор, как я начал кататься на сноукайтинге (а началось все еще в далеком 2003 году), я и представить себе не мог такой размах соревнований. Участие в этой гонке было моей давней мечтой и, наконец, мне удалось ее реализовать! Толчком к участию в Ragnarok была поездка моего брата, Антона Черкашина, в прошлом году. По возвращению он сказал, что мне просто необходимо туда отправиться! Антон прошел 4 круга из 5 на лыжах для фристайла и моем надувном гоночном кайте  Cabrinha Velocity и занял 44 место. Путем вычислений, а если взять более подходящую снарягу? Гоночные лыжи и парафойл? Вышло примерно 20 место. На этот результат и стал ориентироваться. Так появилась идея участвовать в Red Bull Ragnarok 2019 года и стимул вернуться к активным тренировкам.

 

Подготовка.

Первым делом была поставлена задача укрепить ноги, так как я уже перенес несколько операций, а так же повысить силу и развить выносливость. Появился тренер, Денис Сидоров, который и помог мне с реализацией этих задач. Огромное спасибо ему за это! Летом же, когда не удавалась посещать тренировки в Москве, нашелся тренер по TRX в Переславле-Залесском и команда единомышленников для посещения тренировок.
Осенью график немного сбился, но зато удалось много накатать на кайтсерфинге на острове Тенерифе. Но перед самой зимой месяц был потерян из-за небольшой операции.
Весь зимний сезон я старался покататься в любой прогноз. И запланировал несколько стартов, чтобы вернуть немного гоночного опыта, так как не участвовал в соревнованиях с 2015 года.  Попал всего на два эвента — Кубок Московской Области и Этап Кубка Мира в Тольятти. Затем удалось сгонять в наш сноукайт лагерь — Snow Camp, который проходит в Мурманской области, цель была прежде всего  получше раскататься по рельефу. Без этих стартов участвовать было бы намного сложнее. Помимо зала и сноукайтинга, я старался ходить длинные маршруты на беговых лыжах и побольше ходить пешком. Перед отъездом даже успел сходить в небольшой поход с набором высоты, пока отдыхали с семьей в Сочи.

 

Снаряжение. Кайты и лыжи.

Параллельно с этим старался собрать подходящее для гонки снаряжение. К сожалению мои любимые надувные Кайты Cabrinha слабо подходят для выхода в топ на таких соревнованиях, а гоночные Speed Ski лежали на балконе с отслоившимся скользком. С большим кайтом согласился помочь Александр Пронин! Он предоставил на гонку свой Flysurfer Sonic Race 18. Но с средним и маленьким размером пока оставались вопросы.Тут на выручку пришла компания Paraavis, у них в работе был прототип — 15 метров, его и дали мне на гонки, сказав, что другие, более маленькие кайты мне и не пригодятся.  А этот супер-кайт я смогу удерживать и в 15 метров в секунду и получать от гонки огромное удовольствие. Штормовой кайт я решил взять Cabrinha Appolo 10 метров,  уже обкатанный в Тольятти и Snow Camp. Лыжи нашел на Авито и даже новые, да еще и в максимальном размере (Atomic DH 218см). Пришли как раз перед поездкой, крепления к ним были найдены в Москве.


Дальше был вопрос с восстановлении водно-солевого баланса в организме, так как во время такой длинной гонки на кайте (она идет 5 часов, я намотал около 129 км), по-любому захочется пить, а просто водой не восстановишься. (Вместе с потом выходит еще и важные соли). Поэтому решено было использовать рюкзак с гидратором. А когда речь заходит о рюкзаках, мы конечно выбираем проверенные временем рюкзаки Dakine. Для участия в Ragnarok я выбрал самую маленькую модель, с возможностью крепления гидратора внутри рюкзака и вывода шланга, через лямку. Такой моделью оказался Dakine POACHER на 14 литров. В него отлично встал гидратор на 3 литра и все необходимое на гонку. Это только основное снаряжение, а еще пришлось покупать парафины, изотоники, думать про GPS навигацию, питание, восстановление  и тд!

 

Поездка. 

Еще заранее я знал, что защищать и улучшать результат на Ragnarok отправится наш хороший друг — Артем Гаращенко. Поэтому сразу договорились объединиться и по возможности помогать друг другу. Сама гонка проходит в Королевстве Норвегия — одной из самых богатых стран в мире, с очень высоким качеством жизни. Ну и соответственно одной из самых дорогих. Так в этом году организаторы Ragnarok 2019 выкатили самый дорогой стартовый взнос в истории соревнований по сноукайтингу в размере 4650 норвежских крон. В рублях на тот момент это было примерно 35000₽. За это поплатились кучей мемасиков в официальной группе. Конечно в эту цену было уже все включено. Проживание, питание, трансфер — все. С одной стороны это удобно, заплатил и не паришься, а с другой кто-то мог и более экономно разместиться, опять же местные сноукайтеры… Добираться решили на самолете, а затем на машине из Осло. Вылетел вечером 3го апреля из Москвы и всего через несколько часов были уже в Осло. Летели полупустым рейсом Аэрофлота- супер комфортно, даже покормить успели. По прилету получили наш негабаритный багаж и отправились за прокатной машиной. Артема поддерживает TOYOTA и машина нам досталась шикарная — новенький RAV4 HYBRID, в России такого кузова, а тем более гибрида вообще нет еще))) Снаряжение влезло легко и еще место осталось. А функция удержания полосы помогла без лишних усилий добраться до отеля в Гейло. Про расход топлива просто промолчу, чтобы не завидовали. Пока доехали и разместились наступило 2 часа ночи. Приехать решили на один день пораньше, чтобы успеть проверить и настроить кайты, а также и прикататься к местному рельефу.

 

4 апреля. Подготовка.

В этот день, также как и в воскресенье, не входил в стартовый взнос и мы оплачивали отдельно. Отоспавшись после ночного приезда, оперативно позавтракали, распаковали вещи и кайты и отправились на ближайший спот настаиваться на гонку. Приехали на локацию соревнований и начали с проверки кайтов. Первым делом я проверил 15 ку Paraavis и она мне очень понравилась! Идёт очень бодро, можно кайтлупить и тяга есть. Практически не потребовалось переучиваться с надувана! Затем настала очередь FlySurfer Sonic Race, тоже отличный кайт, еще и гоночный. Но что — то было не то с настройками, как я не перевязывал его, кайт отказывался работать по нижней границе ветрового диапазона. Терял хода и падал. Но отлично работал по ровному и сильному ветру. Так что пришел к выводу, что лучше пойду на стабильной 15ке Paraavis! Тем более была задача просто пройти гонку и войти в 20ку. Сам спот конечно великолепный, удобная парковка, маленькие домики для отдыха, заваленные снегом. Как в нашей тундре на Кольском, но все как-то больше и круче. Как будто бы кто-то собрал самые крутые места из Тунды, а потом выпарил из них все плоские и неинтересные участки. Так появилась площадка для RB Ragnarok! Использовав световой день по максимуму и оставив силы на соревнования, мы отправились в гостиницу, куда уже полным ходом стягивались сноукайтеры со всего мира! В наш номер заехали сноукайтеры из братской Сербии.  Быстро нашли с ними общей язык.  И уже пора на регистрацию. Регистрация прошла очень быстро. Подходишь на рецепцию в главном зале отеля, называешь фамилию ( ну или в нашем случае пишешь) и получаешь запечатанный конверт, в котором уже лежит все необходимое: гоночная майка, бейдж с расписанием, GPS/GSM метка, метка на ногу для фиксации прохождения ворот, браслет на финальную вечеринку и небольшие ништяки от спонсоров. Получив все необходимое, отправляемся ужинать в номер. После ужина нужно было успеть сходить на открытие соревнований и собрание участников. Нам рассказали основные моменты по безопастности и нюансам соревнований. Например, ворота можно проходить с любой стороны, главное проехать между флагов и знак будет засчитан. Если участник видит другого участника, который терпит бедствие и ему нужна помощь или грозит опасность, нужно прекратить гонку и помочь. На свой машине приезжать нельзя — дисквалификация и машину эвакуируют. Всех повезут на автобусах. Кайты рядом с парковкой раскладывать запрещено, нужно идти до кайт парковки, отмеченной синей краской (эко наверное), еще метров 500 с полным комплектом снаряжения. Дистанция по генеральному курсу за 5 кругов равна 100 км. После — собрание, проверяем прогноз, который обещает неплохой ветер на завтра. Так что нужно успеть подготовить лыжи и доску. В отеле была отдельная комната для сервиса лыж, но прорваться туда оказалось нереально! Туда напихалось уже человек 20-30. Поэтому решили готовить наши снаряды в номере, а циклевать и работать щетками уже внизу. Из-за беготни и проверки снаряжения провозились до 1-2 ночи….

 

Venue at Red Bull Ragnarok in Hardangervidda, Norway on April 6, 2019.

 

5 апреля. Конец света отменяется.

Решили немного выспаться, так как уже второй день поздно ложились спать. Но все равно нужно было встать в 7 утра, собрание участников в 8:00 -8:30, а в 8:45 старт первого автобуса на спот. Стараемся с Артемом делать все максимально быстро и не тупить. После завтрака бежим в номер дособирать снаряжение. На собрание участников происходит небольшой косяк со слайдом с маршрутом соревнований, задержка длится минут 10. В итоге координаты знаков обещали раздать в автобусах. Но просили сохранить только координаты первого знака, так как на бумажках были неверные. После собрание побежали переодеваться, но наши приготовления оказались очень медленными. Когда мы вышли к автобусам, первый был уже битком, удалось загрузиться только в третий! И то заранее кинули вещи в салон, чтобы место занять. Автобус стартанул, но раздавать карты никто не собирался. Вспомнили, что может быть в группе в FB, там и оказалась карта с координатами знаков. Вся дорога до спорта ушла на то, чтобы забить и проверить точки. По приезду оперативно разгрузили снарягу и отправились пешком в отмеченную зону для сборки кайтов. Тащить даже два кайта, лыжи и рюкзак с 3 литрами воды по снегу оказалась не простой прогулкой. Это, конечно, неудобный момент. Думаю можно было закидывать на веревочке за снегоходами. Ветер был достаточно сильный, так что сразу разворачиваю 15ку и прижимаю ухо кайта рюкзаком с 18кой. Прошу Артема помочь, включить GPS метку и подключить GoPro к аккумулятору в рюкзаке, так как времени до старта все меньше и меньше. На взлете у Артема путается кайт, и его стаскивает метров на 20, бегу помогать. Артем снова делает попытку поднять кайт, но опять что-то со стропами, он начинает парковать кайт и меня всего накрывает купольной расстроповкой,  нас стягивает еще вниз по ветру, а кайт уже может зацепиться, за другие. В итоге Артему удалось найти проблему, я сбегал за его доской, чтобы его не сорвало дальше, так как ветер крепчал. До старта остается минут 10, пора и мне запускать кайт, проверил расстраповку и миксер на Paraavis. Разматываю стропы, хочу пристегнуть планку и понимаю, что с крючка срезало шарик фиксации системы Fireball, которая до этого меня не подводила. Итог, до старта меньше 10 минут, а я не могу пристегнуть планку к трапеции. Пытаюсь не нервничать и придумать решение. Есть вторая планка, но можно просто не успеть смотать и размотать новую. И я боялся идти на тонких стропах. Чикен тоже не успел бы переставить. В итоге удалось вставить шарик fireball в крюк, а поверх обмотать все лишем. Одеваю лыжи, запускаю кайт, но слишком рано даю ему свободу и он продолжает хлопать ушами, меня стаскивает вниз. Отгораживаюсь плугом и пытаюсь объезжать чужие кайты, рядом со мной еще два лыжника, тоже с кайтами в таком положении. Наконец мне удалось прокачать кайт за задние стропы, все распуталось и кайт накачался. Мчу в сторону старта! За небольшим холмом ее не видно. Смотрю, все готовы и заняли позиции на старте, но старт не дают и длинная стартовая процедура еще не началась. Пытаюсь выяснить, что случилось. Оказывается пришла низкая облачность и на дистанции местами ничего не видно. Все ждут. Зрелище странное. Стоит толпа в 200 + кайтеров и ничего не делает, надувные кайты посадили, парафойлы летаю в зените. Кататься нельзя, чтобы не тратить парафин. Так проходит минут 30-40 и наконец к нам подъезжает снегоход и говорит, что на сегодня отмена! Вот это облом! Но и облегчение! Все что не случается, то к лучшему. Нахожу Артема, затем Диму Яснолобова и принимаем решение сгонять найти 2 знак, так как до него всего метров 400 на ближайшей сопке, въезжаем в облако. И тут мы понимаем, почему гонку отменили. Видимость падает метров до 10. Ощущение, как в бане или как будто у тебя глаза запотели! Потупив немного на знаке, съезжаем обратно. Очень аккуратно, чтобы не влепиться в камни. Погоняв еще немного, что бы стереть парафин, который мы так тщательно наносили весь предыдущий день, мы приступили к сборам обратно. Расстроенные таким раскладом , решили вернуться в отель раньше. Первым делом решили заняться подготовкой лыж. Хорошо, что многие еще не уехали со спота, а остальные отправились в бассейн. План был такой: сначала готовим лыжи и доску, потом ужин и снаряга, спать, с утра встать раньше, чтобы попасть в первый автобус на спот (чтобы без стресса проверить кайты). Так и поступили. И даже удалось лечь пораньше.

 

 

6 апреля. RAGNAROK

C утра все пошло как по маслу. Встали в 6:30, сразу на завтрак, собрали снарягу и сразу оделись в катательное, в таком виде пошли на собрание, только я остался на улице караулить вещи и автобус, а Артем пошел на собрание, позже пришел Дима, который присоединился к нашей команде штурма первого автобуса. Пока парни должны были закидать наши вещи, я должен был занять 3 места внутри автобуса. План удался и мы благополучно стартанули первым рейсом! На споте мы прошли в самый край зоны, чтобы во время гонки иметь самый ближний доступ к снаряжению. Ветра только не было, от слова совсем. На 18ом совсем не хотел идти, поэтому решил перекинуть планку с тонкими стропами 25 на 15, до этого там стояли стропы 20 метров и немного толще. Примерно через час организаторы предложили подождать, и практически тут же задул ветер. Причем совершенно с другой стороны! Тут же объявили начало подготовки и все зашевелились. Главное не нервничать перед стартом, не забыть включить маячок и проверить датчик на ноге, включить GoPro, проверить трапецию, застегнуть ботинки, проверить, подается ли жидкость из гидратора и тд. Как подул ветер, сразу стало прохладнее и я застегнул всю вентиляцию. В этот раз решил GPS трекер положить в карман, чтобы включить его самому. Запускаю 15ку Paraavis, ветра по ощущениям хватает. Поднимают красный флаг — 15 минут до гонки. Запускаю стартовые часы и GPS трекер. Начинаю подтягиваться к стартовой линии. Решил брать старт в наветренной части, там меньше турбулентности. Но из-за огромного кол-ва кайтов, ветер очень рваный! Решил не лезть в самую гущу событий, так-как главное не завалиться на старте, а потом постараться  вырваться в лидирующую группу. Увидел, что перед стартом Артем решил сменить кайт, немного успел помочь ему со сноубордом, но потом уехал на старт. Все больше кайтов взлетало в воздух и начинали двигаться ближе к стартовой линии. Картина просто невероятная! Вот уже минута до старта. Начинаю высматривать траекторию старта. Вот начали падать первые кайты и начинается локальный завал. Набираю хода, и удается проскочить мимо упавших кайтов. Вперед вырывается группа лидеров, начинаю ее нагонять. Старт был с плоского места, первый знак слегка в багштаг, так что быстро набираю хода. Ближе к первому знаку уже накатил много народу и сел на хвост лидерам. Пролетаем через ворота в виде двух флагов. У флага видно антенну фиксации прохождения знака. Делаю разворот вниз по ветру. Ух! Теперь вниз по склону! Скорость набирается быстро, а что за следующем изгибом особо не видно, поэтому приходится гасить скорость на склоне. Но потом немного разогнался, ориентировался на кайты лидеров. Затем пересекаем долину, в районе которой и проходит гонка. И влетаем на противоположный холм, чуть в стороне его вершины находится следующий знак. Сразу заметил, что кайты лидеров замедлялись и ветра явно не хватает. Начинаю кайтлупить и нащупать ветер, но по началу не получается. Тяги нет совсем. Постепенно нащупал место, где можно заехать на вершину. Становится просто невероятно жарко, хочется выкинуть перчатки и снять шлем. Но пока главное не уронить кайт. Пока добрался до вершины, уже словил нереальный перегрев. Прохожу второй знак, но впереди по курсу еще один подъем этой же гряды. Вижу, что ветра на ней мало и принимаю решение объехать гору с наветренной стороны, по логике там больше ветра. Это была первая ошибка! Ветра оказалось сначала достаточно, но потом я попал в «долину смерти» ветер скис и пришлось применить весь скил, чтобы не уронить кайт (потом все равно его уронил). Вокруг огромные камни, овраги, холмики. Уронишь кайт и придется долго его распутывать. Решил снять перчатки и убрать за пазуху, расстегнул все молнии. Стало полегче и выпил несколько глотков из гидратора. Стало немного полегче, тут и ветра добавило! Покатили к знаку 3, который тоже был слегка в багштаг. Опять небольшой холм, но затем великолепный уклон вниз. Дистанция очень быстрая и безумно красивая! Вижу долину, вдоль которой и проходит гонка, и холм с самым дальним 4 знаком, после него обратно, в сторону старта, где стоит знак 5 и начинается новый круг. Решил опять же не спускаться вниз долины, думал там меньше ветра. Через 4 километра опять влетел в полосу безветрия. Тут пришлось походить подольше. Кайт падал раз 5 не меньше. Наконец удалось выдернуть кайт наверх, разогнаться со склона и добраться до ветра. Остаток пути уже был знаком. По дороге встретил лидирующую группу. Они уже шли с первого знака, то есть шли уже второй круг. Огибаю финишный створ и ухожу на следующий круг. Так как маршрут был уже более знакомый, позволяю себе втопить немного. Ветра явно прибавилось и никаких проблем не было весь круг. Думаю это был самый быстрый круг из всех. Единственный момент, я ехал практически один. Пока не догнал основной флот который шел только первый круг. Настоящие герои — это они! Во время гонки старался пить каждые 5 минут или на легких участках. Выпил первый энергетический гель. Прошел весь круг без приключений. Только у финишного знака стало намного меньше ветра, из-за того, что он начал менять направление. Осталось выдержать всего 2 круга, время в запасе еще есть. По прежнему не вижу с кем бороться, всех раскидало по дистанции очень сильно. Начинает сводить мышцы. Из-за смены направления и общей усталости, рельеф казался другим и ориентироваться стало немного сложнее. Оптимальный курс перестал совпадать с направлением следов. И уже от 4 знака до 5 знака на смену легкой лавировке в один галс, пришла нормальная лавировка с несколькими галсами. При подходе к финишу заметил, что там настоящая свалка из кайтов, а ветра практически нет.  Рядом с каждым знаком стояли полтора метровые вешки с маленьким флажками Red Bull на них. Это частокол в слабый ветер очень мешал проходить ворота. Попробовал подъехать ближе к знаку и понял, что ветра там очень мало, и точно можно запутаться с кем либо. Поэтому выбрал путь с наветренной стороны, через парковку. Пробравшись через кучу кайтов и сделав крюк в лишних 300 метров. Удалось прорваться на относительно ходах, через огромную кайт парковку и пройти 5 знак и уйти на финальный круг. И тут я допустил похоже самую большую ошибку за всю гонку. Вместо прямой траектории на знак, я выбрал путь с наветренной стороны горы, где как мне показалось должно быть больше ветра. В итоге я потерял практически 20 минут времени, пытаясь въехать на горку. За это время меня нагнали люди, которых я объехал в завале 5 знака. Пришлось слиться обратно и пройти путь по накатанному маршруту, медленно, но верно. Ветра стало заметно меньше, направление создало необычные условия и скорость упала, в запасе был практически час, но нужно было торопиться! Домахав до 1 знака, мы устремились через долину в сторону знака 2. На последнем пригорке, открылась печальная картина из огромной толпы упавших кайтов, они точно попали в ветровую тень от горы с которой я сейчас спускался. Я понял, что единственный выход — это набрать как можно большую скорость, что бы пройти на ходах как можно больше расстояния, а потом попытаться удержать кайт наверху и идти коньковым ходом. Так я и сделал. Думаю как раз на этом спуске я и развил практически 80 км/час. Мне удалось выкатится даже дальше, чем я думал! И осталось намахать метров 100. Райдеры с упавшими кайтами с завистью смотрели на салатовый Paraavis, бодро выписавший кайтлупы. Преодолев равнину, пошел проходить маршрут по привычной схеме. Понимаю, что ветер начинает стихать, а направление зашло еще сильнее. Начал думать, с какой стороны долины пойти к финишу. В итоге выбрал знакомую сторону, где стояли знаки 2 и 3, решил пробираться по ним. И попробовать использовать гору над знаком 2, чтобы добраться как можно ближе к финишу. И это практически удалось. Даже удалось обогнать еще несколько человек, которые выбрали равнину. Но скатившись от 2 знака в долину, я понял, что на кайте я уже не смогу дойти. До финиша оставалось еще порядка 1000 метров или может больше. Попробовал начать бежать в сторону финиша коньком, но уставшие мышцы отказывались бежать. Я продолжил движение, пока не услышал объявление, что гонка закончилась, время истекло! Как же обидно не дойти совсем немного! Первым делом я скинул с себя подшлемник и каску. 

Подшлемник можно было просто отжимать. Часы показывали, что я сжег за гонку порядка 5000 калорий. То есть по 1000 в час.  Дистанция была порядка 120 километров. Это как от Москвы до нашей станции Surf Point. Ко мне подъехал снегоход и сказал, что подберет меня позже, а пока идти в сторону финиша. По дороге удалось записать эмоции, которые можно посмотреть.  А вот полной записи марафона к сожалению не получилось. Но возможно часик и удалось записать.

 

 

Выводы.

Red Bull Ragnarok — самые крутые соревнования по сноукайтингу, в которых можно поучаствовать! Невероятный спот и огромная толпа сноукайтеров со всего мира!  Не обязательно быть гонщиком и иметь кучу кайтов. Очень много было обычных райдеров, которые приехали просто ради фана и были рады проехать только один круг! Наши соседи по номеру проехали только один круг за 5 часов и были нереально счастливы! Конечно желательно иметь парафойл и гоночные лыжи. Но можно проехать и на фрирайдных, здесь это не будет решающим фактором. Опыт катания по рельефу, это конечно необходимо. Хотя бы базовые основы. Которым можно научиться в Snow Camp. Что точно нужно, так это рюкзак с гидратором, 3х литров изотоника мне хватило. Пригодится развивать выносливость и много ходить пешком. Очень пригодятся навыки управления кайтом в слабый ветер. На этих стартах я приобрел еще больше опыта и получил невероятные эмоции. По итогу я занял 16 место. И доволен результатом для первого раза. Ставил цель попасть в 20ку и попал. Если бы не сделал несколько ошибок то может и в 10ку бы попал. Надеюсь удасться повторить в следущем году!

А теперь слова благодарности!

Первым делом хотел поблагодарить все свою семью Черкашиных! За поддержку и помощь в подготовке! Без них, я бы не справился .


Хочу сказать так же спасибо ВСЕМ друзьям и знакомым кайтерам, которые следили и болели за меня!


Отдельное спасибо:

Андрею Чайке — за провод для GoPro (жалко GoPro подвела)

Денису Сидорову — за тренировки в зале, будем продолжать!

Игорю Лезенову — за помощь и мудрые советы!

Александру Пронину — прикрыл меня большим кайтом!

 

Ну и конечно большое спасибо моим спонсорам:

Компании DaKine рюкзаком, которой я и пользовался во время гонки. И лично Юрию Раздорскому.
Компании Paraavis — за  кайте, на котором я выступал и лично Алексею Круглову. Кайт теперь опробован на Ragnarok.
Cabrinha kites — именно эти планки я использовал и лично Илье Винокурову и Илье Окашину
Одежде Picture Organic Clothing — за мега комбез и эко одежду.
Компании VIVAX — без этих кремов было бы сложно восстановится и подготовится!

 

 

 

.