НАДОбы заехать.

Летний сезон подходил к концу, и после нашего сентябрьского Crimea Kite Camp 2021, мы собрались ехать обратно, в Москву. На пути домой мы очень хотели покататься в настоящий шторм, на больших волнах, и в этом нам обещал помочь Саша Ярёменко из Wave Anapa Club, и мы были с ним на связи.

Изначальным планом был живописный Утриш с его роскошными волнами, но, к нашему великому сожалению, в прогнозе стоял совсем не южак, идеальный для Утриша, а северо-восток, стандартный для Щёлкино, где у нас уже даже была вписка на квартире у Макса (aka Лысый из Surf Point). Но Саша  настоял на каталке в НАДОбах. Что это вообще такое, и почему так называется, я узнал только по приезду.

Как это обычно бывает, всё оказалось просто, виндсёрферы искали место для катания на Азовском море при северо-восточном направлении ветра и, посмотрев на карту, решили что «НАДО бы» поехать и проверить локацию в районе посёлков Ильич и Приазовский. Так и повелось называть спот — НАДОбы.

После входа в закрытый чат Wave Anapa Club, мы отыскали в переписке ту самую точку и покинули Крымский полуостров через одноимённый мост.

НАДОбы, riders of storm, кайт школа на выезде, обучение катанию на кайте

Команда.

В погоню за штормом со мной отправились двое: восходящая звезда российского кайтбординга — Тимур Белоусов (North kiteboarding, DaKine) и мастер кайт фотографии — Евгения Оськина.

По дороге мы заехали в Керчь, на сборы Академии Парусного Спорта и выдернули спортсменов-гидрофоилистов, неоднократного чемпиона по кайтбордингу Никиту Соколова и мою воспитанницу — Елену Обедзинскую. Тренировки у них отменили как раз из-за того самого штормового ветра, на который мы охотились, так что делать в Керчи им было нечего. А у нас был буквально целый вагон, ну, то есть прицеп, кайтовой снаряги, включая сёрфборды.

Туда же подъехал мой друг и оператор Колян Черников с набором камер, штативов, микрофонов и весёлым псом Альфом. В общем, компания кайтеров для покорения штормовых волн подобралась что надо.

НАДОбы, кайтсерфинг в шторм, riders of storm

День первый.

До Надобов удалось доехать только к двум часам дня. Пробираясь через квадраты полей, мы проехали сначала Ильич, а потом добрались и до Приазовского. Дальше асфальт сменился грунтовкой. От предстоящего катания захватывало дух. На море уже были видны далёкие  разноцветные подковы кайтов и, как крылья стрекоз, блестящие паруса виндсёрферов.

Подъезд к споту, это отдельная история.

Берег здесь высокий и обрывистый, дорогу сильно размыло, так что колея местами превратилась в полуметровые кратеры. Нашу ситуацию усугубляло наличие прицепа на маленьких колёсах и стоковая резина нашего пикапа. Коляновский BMW X3 тоже был обут не в самую подходящую для таких покатушек резину. Нам повезло, что в объезд этой жуткой колеи уже были накатаны альтернативные маршруты.

Преодолев спуск, мы в предвкушении ворвались на спот, но и тут всё было не гладко. Ближайший выход на воду был оккупирован виндсёрферами, которые, к тому же, припарковали свои сёрфваны так плотно, что места для нашего кайт каравана уже просто не осталось. От виндсёрферов же мы узнали, что Саша Ярёменко, наш проводник в Надобы, уже на воде, а кайтеры паркуются ниже по ветру, где есть пляж для запуска.

В итоге, нам пришлось возвращаться в гору, с которой мы только что съехали, а потом  искать развилку и кайтовый пляж. Задача, для наших масштабов в условиях размытого грунта, была не из лёгких, и, признаюсь, пока я с ней справлялся, ладони у меня вспотели. Хапнув адреналина за рулём, мы наконец добрались до правильного места. Теперь мы ощутили себя в своей тарелке, и нас как раз ждал добрый знак, поздоровавшись с местными райдерами, мы случайно встретили нашего земляка с Пле, Макса Зубарева, создателя наших классных кастомных сёрфбордов!

Ветер дул действительно очень сильный, больше 15 м/с, и с ночи обещали ещё усиление на весь следующий день.

НАДОбы, кайт, кайтсерфинг, кайт школа

Саша вышел из воды на шестиметровом кайте, и ему было много, так что я сразу решил пойти кататься на пятиметровом. Было дико жаль, что из-за треклятого ковида, поставка новых кайтов Cabrinha задерживалась, и в доступе из «пятёрок» была только школьная Radar, которую я и взял. «Скорее-скорее катать!» —  пульсировало в голове. Мне не терпелось скорее выйти на воду, так как волны казались очень аппетитными и у меня уже текли слюнки. (В России мне крайне редко удаётся покататься на маленьких кайтах, максимум раз в сезон.)

Молниеносно накачав кайт, я надел свой любимый мегаудобный гидрик без лишних застёжек (сделанный по технологии Zip Free) Cyclone 3/2 от DaKine и был уже готов отправиться навстречу стихии, НО! Конечно же, прежде чем выходить на воду в незнакомом месте, для безопасности своей и окружающих, нужно разузнать особенности спота, его нюансы и «ловушки».

Саня рассказал, что у берега очень острые камни и без гидротапок лучше не соваться. А если упустишь доску в прибое, то её может прямо-таки утащить в море «тягуном», мощным течением, которое образовывается ветром и ветровым течением в узком месте акватории. Дело в том, что спот как раз и есть то самое узкое место в Керченском проливе, откуда раньше ходили паромы с косы Тузла.

Опасаясь тягуна, решил перестраховаться и взять лишь для доски, а вот в тапках кататься очень не люблю, тем более, что они затерялись где-то в недрах моего пикапа, так что решил рискнуть и пойти без гидрообуви.

Для первого сета выбрал более классическую волновую доску с острым носом, сделанную на заказ как раз у Макса Зубарева, в ZUMAX SURFBOARDS , специально для нашей кайт школы. Доска получилось очень лёгкой и на таком ветру её буквально вырывало из рук. Решил начать с так называемого «лёгкого старта», это, когда кладёшь доску перед собой, делаешь мах кайтом и запрыгиваешь на неё. Но с непривычки не рассчитал силу маха и влепил кайт в прибой, где его замыло и начало выворачивать, в этот самый момент в ноги впились острые как нож шеф-повара камни (ну да, ну да, меня же предупреждали), в добавок ко всему, я потерял равновесие и порезал ещё и запястье, об этом я узнал только когда уже снимал гидрик — идеально ровный, довольно глубокий порез, не камни, а лезвия! Со второго раза мне всё-таки удалось запрыгнуть на доску и уйти в море, хоть я и с шумом задел камни плавниками. Сделав четыре галса, я набрал достаточную высоту и добрался до места, где катались виндсёрферы, там волны выглядели мощнее.

Море кипело! Ощущения просто невероятные!!! Волны были настолько массивными, что даже скрывали из виду берег, где я старался уследить за ярким фиолетовым пятном, Женей Оськиной, отважно пробиравшейся по скалам с фотокамерой в поисках удачного кадра. В какой-то момент даже вместе с Коляном удалось покататься, было очень круто и весело! Ради таких вот каталок, точно стоит учиться кайтингу!

НАДОбы, шторм, кайт, riders of the storm
Саша Еременко, wave Anapa club, НАДОбы кайт спот, кайтсерфинг, вейврайдинг

Катал я часа полтора и за это время поймал парочку неплохих волн, однако, сильный ветер, что естественно, отнимает больше сил и концентрации, поэтому после нескольких бестолковых падений, я направился к берегу. Выход удался намного лучше, чем заход, и уже обошлось без травм.

Дальше, поспешив снять гидрокостюм, я принялся за съёмки с коптера, а пятёрка Radar перешла в руки Никиты Соколова. Катались до самого заката.

Пришло время поисков ночлега, и нам удалось забронировать жильё в Ильиче. О том, чтобы в ночи поднимать прицеп в гору, даже думать не хотелось, настолько мы укатались. И тут нас выручил Саша Ерёменко, согласившись переночевать на пляже в палатке, как тру сёрфер. Преодолев подъём в гору по кромке обрыва, мы направились в Ильич, где жили остальные райдеры.

Но тут нас, уставших и теряющих рассудок от голода, ждало новое испытание, заселение обернулось невыносимой тягомотиной, с предъявлением документов и ненужными разговорами. Как же нам хотелось просто принять тёплый душ, поесть и вырубиться! Когда нас наконец заселили, оказалось, что покормить нас смогут только через час, так как нас не ждали и заранее ужин не готовили. Извлекая хоть какую-ту пользу из происходящего, за время ожидания я успел опреснить и повесить сушиться гидрик, чтобы быть готовым к следующему дню. Душ, чтобы меня не продуло, я оставил на после ужина, ведь ветер разбушевался еще больше.

НАДОбы, кайт на закате

Второй день.

Договорились встать пораньше. Все, кто катался накануне, чувствовали себя как будто побитыми. Завтрака в нашем пристанище не было, благо рядом оказался открыт «Добрый бобр», куда более душевное место с радушными хозяевами. Там нам подали прекрасный, сытный завтрак, после которого мы поехали на спот, предусмотрительно заскочив перед этим за продуктами.

По пути мы успели посмотреть на «Таманскую Швейцарию», она была совсем рядом с Надобами, практически на той же дороге. Место красивое, но, то ли погода была не очень, то ли, тот, кто придумал это название, ни разу не был в Швейцарии, но на Швейцарию было мало похоже, хоть и красиво.

Когда приехали на спот, обнаружили сонного, помятого Санька Анапского. Оказалось, что он почти не спал ночью, его палатку очень жёстко трясло, даже в укрытии, за нашей машиной и прицепом.

Кайтсерфинг, вейврайдинг, кайт, шторм, Азовское море, дирекшинал, кайт школа

Сегодня ветер раздул ещё сильнее и в ход снова пошёл кайт Cabrinha Radar, но на этот раз уже  3,5 метра! Для меня, это уже совсем дерзкий и непривычный размер. Утром было прохладно, чуть теплее, чем в холодильнике, так что я решил немного подождать с выходом на воду, так как днём как раз обещали потепление.

К полудню распогодилось, на воду пошёл Никита Соколов и пропал там на 3 часа. Мне уже тоже очень хотелось покататься на кайте 3,5 метра, так что пришлось стоять уже в гидрике и дружно махать Никите руками. Когда он вышел с воды, сказал, что ему уже местами не хватает ветра, хотя ближе к берегу есть полоса с усилением. Я всё равно решил пойти на микросайзе. На этот раз предусмотрительно надев тапочки, одолженные у Коляна.

Предыдущим вечером помимо пореза на запястье я обнаружил еще и два пореза на пятке, повторения не хотелось.

Мой вес более 90 кг, и обычно я катаюсь на доске с гидрофойлом, а основные размеры кайтов 15 и 19 метров. А тут я еду на кайте 3,5 метра, пускай даже и намахивая иногда! Бум! Это просто какое-то запределье! А в магической полосе на подъезде к берегу мне спокойно хватало этого размера и без постоянных махов. Всё-таки через 8 галсов я решил, что лучше взять 5ку или 7ку, так как ветер начинал стихать. Странно, но в этот день волна не была больше, чем в предыдущий. Обычно с ветровой волной всё просто, сильнее ветер — больше волна. Но ветер был настолько невероятно сильный, что увеличивал период волны, а высоту нет. Ещё направление завернуло больше на восток, и волна стала более ломаной. Поймать хороший сет стало сложнее.

НАДОбы, Cabrinha, Drifter 7, кайт для вейва, лучший кайт для волны, кайтсерфинг

Откатав ещё два сета на Cabrinha Drifter 7 метров, я осознал, насколько же специализированная вещь лучше универсальной! Даже с учётом передоза! Даже с учётом того, что кайт настроен на оффшорное катание! Съезжать с волны стало так приятно и легко! Видишь волну — ловишь волну! У тебя ровно столько тяги, сколько тебе нужно в данный момент — абсолютный контроль! И кайф! Я давно знал, что Drifter создавался совместно с многократным чемпионом мира по вэйврайдингу — KEAHI DE ABOITIZ, и вот я на себе проверил, что это просто лучший кайт для вэйва! Именно на нём я и поймал свою самую большую волну в НАДОбах! Внезапно и в неожиданном месте пришла хорошая стенка, и я просто валил с неё вниз на всех ходах и кричал от восторга! По-другому быть и не могло!!

Стреплесс, НАДОБЫ, ZUMAX SURFBOARDS,

В крайний сет решил попробовать кайт который был у нас на тестах — North Reach 9m. Конечно его было много! Хотя мне снова показалась, что ветер уже стихает, на самом деле, на закате раздуло с новой силой, как будто кто-то включил следующую скорость вентилятора. Доску тоже решил поменять на фрестовый обрубок от ZUMAX SURFBOARDS. На нём было по-другому, но тоже очень кайфово! Вусмерть накатавшись, я выполз на берег и передал кайт Никите, который пошёл на твинтипе подавать в небо!

Кайт Норс Рич, North kiteboarding Reach 9m, надобы, кайт школа, вейврайдинг

Спасибо, всем кто был со мной! До новых волн 🤙

Олег Черкашин, основатель Surf Point

За приглашение покататься и уроки вейврайдинга WAVE ANAPA CLUB и Лично Александру Ярёменко 🤙

Оборудование предоставлено официальным дистрибьютером брендов: CABRINHA, NORTH KITEBOARDING, DAKINE. Компанией KITER.RU

Гидрокостюмы NEILPRYDE (компания VTS)